Об организации
ГКУСОМО Семейный Центр помощи семье и детям «Доверие» – это дом для особенных детей. Дом тепла, любви и заботы, где бережно хранят старые традиции и создают новые. Наша миссия - обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии средствами обучения, воспитания, трудовой подготовки, социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Цели, задачи и формы
Цель постинтернатного сопровождения: успешная социализация и социальная адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита прав и законных интересов, выбор профессии и трудоустройство, плавное вливание в социальную жизнь, приобретение навыков взаимодействия с внешним миром без постоянного контроля и поддержки со стороны; оказание помощи в установке главных ориентиров в дальнейшей самостоятельной жизни, формирование у будущих выпускников основ самостоятельного функционала, без оглядки назад, где ранее всегда был кто то из взрослых, помощь в осознании предстоящих трудностей самостоятельной жизни и выбора вариантов их решения.
Задачи отдела:
Оказание юридической помощи; содействие в получении образования; содействие в трудоустройстве; содействие в обеспечении реализации права на жилое помещение; содействие в приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития; проведение различных мероприятий по социализации воспитанников центра (индивидуальные и групповые занятия, тренинги, коррекционная работа, трудовое воспитание, праздничные мероприятия и др.); содействие выпускникам в решении трудных жизненных ситуаций и защите своих прав.
Выпускники всегда могут обратиться за помощью и консультацией специалистов. Используются различные формы помощи: консультации, беседы, перенаправление в учреждения здравоохранения, образования, центры занятости населения, работа с сетью социальных контактов, психологическая помощь, вечера встреч, обмен опытом старших выпускников со студентами и другие.
Деятельность Центра по постинтернатной адаптации позволяет продолжить работу по формированию у выпускников психологического благополучия, социальной компетентности, развитию навыков самостоятельной жизни, что, в свою очередь, способствует сохранению получаемого жилья, закреплению на работе при первичном трудоустройстве, созданию и сохранению семьи, профилактике вторичного сиротства.
Наши сопровождаемые
-6 студентов, проживающих в стационаре и получающих специальность в профессиональных образовательных организациях;
-11 выпускников из замещающих семей;
-15 чел, выпускники нашего учреждения, проживающие самостоятельно
Профориентация
Профориентационная работа с воспитанниками Центра начинается уже с8- 9 класса. В этом направлении используется апробированная, успешно реализуемая программа «На пороге профессионального самоопределения», а так же взаимодействие с благотворительным фондом «Хранители детства», которые предоставляют нашим студентам большие возможности для профессионального самоопределения.
Результаты за 2021-2022год по профессиональной ориентации воспитанников |
||
Проведенная работа |
2021год |
2022год |
Прошли онлайн курсы по профориентации -БФ «Хранители детства» |
8 чел |
8 чел |
Посещение выездных мероприятий и экскурсий - БФ «Хранители детства» |
8 чел (8 поездок) |
6 чел (9 поездок) |
Участие в вебинарах по профориентации - БФ «Хранители детства» |
8 чел (4 вебинара) |
6 чел (5 вебинаров) |
Прохождение ежегодного тестирования и диагностики по профориентациипрофориентации - БФ «Хранители детства» |
8 чел |
6 чел |
Проведение профориентационной работы в Центре по программе «На пороге профессионального самоопределения» -систематически в течении года. |
8 чел |
6 чел |
Реализация прав на обеспечение жильем
Если у достигшего совершеннолетия ребенка-сироты (с этого момента он официально называется уже «лицом из числа детей-сирот») нет закрепленного за ним и пригодного для жизни жилья, то он им будет обеспечен. Для этого используются квартиры из специализированного жилищного фонда города. Специалисты службы постинтернатного сопровождения строго отслеживают наличие закрепленного жилья за выпускником, а если такового не имеется, то оказывают содействие во включении в списки на получение жилья и дальнейшее получение и оформление.
Выпускник имеет право по собственному желанию проживать в центре после достижения совершеннолетия до получения жилья или по причине получения второго образования. При получении жилья, специалисты службы отслеживают состояние жилья, необходимость в ремонте, оснащение мебелью и необходимой бытовой техникой для дальнейшего проживания. В дальнейшем специалисты отслеживают состояние и сохранность жилого помещения, оплату коммунальных услуг, оформление льгот и субсидий, гарантированных государством.
Наставничество, патронат
Для успешной социализации и интеграции воспитанников в самостоятельную жизнь, каждому выпускнику необходим значимый взрослый, который будет осуществлять некоторые функции родителя-быть примером для подражания, учителем и другом. Такими людьми являются наставники и патронатные воспитатели наших выпускников. Наставники начинают свое участие в жизни воспитанника задолго до того, как он станет выпускником. Для поиска таких людей-наставников, в центре организовываются встречи, на которых воспитанники могут познакомиться и выбрать себе друга, товарища для дальнейших встреч, проведения досуга и др. , с которыми подписывается соглашение о наставничестве. А так же осуществляется взаимодействие с Благотворительными фондами «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и «Хранители детства», а так же Центром равных возможностей для детей-сирот «Вверх», где осуществляется профессиональный подбор и обучение будущих наставников.
После выпуска из Центра Отдел опеки и попечительства города назначает патронатного воспитателя для каждого выпускника, который оказывает комплексную помощь новому самостоятельному гражданину, во взаимодействии со специалистами службы постинтернатного сопровождения, при необходимости.
90% выпускников взаимодействуют со своими патронатными воспитателями (3 чел. отказались, в силу различного рода причин), и 70% наших студентов и выпускников имеют наставников, что имеет огромное значение для положительной социализации, особенно для лиц с ОВЗ.
Психолого-педагогическая поддержка студентов и выпускников, социализация
Социальные педагоги и педагог-психолог службы ведут непрерывную работу с воспитанниками- оказывается психологическая поддержка, психокоррекция , социальная адаптация и подготовка к предстоящей самостоятельной жизни. Воспитанникам с ОВЗ требуется особое психолого-педагогическое сопровождение, ведь помимо травм, связанных с их жизненной ситуацией (отсутствие родителей, родственников…), у большинства присутствуют нарушения физического и психического характера.
Для осуществления поставленных задач, педагоги и психологи нашего учреждения используют все возможные способы быть рядом, поддерживать и направлять, осуществляют доступные им методы для достижения положительных результатов в работе. Ежедневно со студентами, проживающими в стационаре проводятся индивидуальные и групповые занятия, душевные беседы, обучающие мастер-классы, совместное посещение различных учреждений, в зависимости от цели. Осуществляется постоянное взаимодействие с педагогами профильных учебных заведений, где обучаются студенты, по вопросам посещаемости и успеваемости наших воспитанников, а так же осуществляется посещение родительских собраний и линеек.
Для успешной дальнейшей адаптации выпускникам необходимы навыки: самостоятельного оформления документов, планирования бюджета и посещения магазинов, самостоятельных поездок на общественном транспорте, посещения культурно-досуговых мероприятий, концерты, музеи, кинотеатры и многое другое. Для этого, специалисты службы постинтернатного сопровождения осуществляют такие методы, как сопровождение в МФЦ, ПФР, банки, магазины, музеи, развлекательные центры и т.д., в дальнейшем воспитанники самостоятельно осуществляют данные мероприятия. У всех студентов и выпускников оформлены Пушкинские карты, которые они используют. Так же ведется просветительская работа в сфере финансовой грамотности студентов и выпускников, так как после полного государственного обеспечения ребятам сложно перестроится на самостоятельное планирование своего бюджета и рациональный расход имеющихся финансовых средств, а так же для снижения рисков попадания в экономические аферы. После выпуска из Центра, специалистами отслеживаются сроки переоформления документов (паспорта, мед.справки, инвалидность и т.д.), чтобы напомнить о переоформлении или оказать содействие, при необходимости.
Еженедельно специалистами службы в рамках запланированных рабочих моментов, осуществляется дистанционное взаимодействие с выпускниками для осуществления мониторинга успешности процесса социализации, а так же установления ощущения близости и поддержки со стороны Центра.
Наши выпускники всегда имеют возможность общаться со специалистами службы постинтернатного сопровождения для решения любых волнующих их вопросов, могут поделится своими трудностями и достижениями.
Методологическое обеспечение
Для реализации поставленных задач, специалисты дополнительно используют апробированные, успешно реализованные ранее проекты нашего учреждения:
«Наставник – мой старший друг»-социализация детей, взаимодействие с внешними и внутренними наставникам.
«Дорога к храму»- посещения храма Преподобного Сергия Радонежского, Воскресной школы, кружка дополнительного образования «Духовно-нравственное воспитание».
«Миротворец»-развитие патриотического воспитания.
«Навигатор»-клуб выпускников.
«Я и другие»-коррекционно- развивающая программа Социально коммуникативного развития детей с ОВЗ.
«Я хозяин своих эмоций»-коррекционно-развивающая программа развития эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ.
«На пороге профессионального самоопределения»-профориентационная программа.
«Первые шаги в самостоятельную жизнь»-программа подготовки выпускников Центра к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения.
«Мы рядом и вместе» -оказание социальной, психолого-педагогической помощи в адаптации и социализации выпускников ГКУ СО Московской области и лицам, старше 18 лет с ОВЗ, ранее проживавших в замещающих семьях.
Состав службы
В службе осуществляют свои функции :
Заведующий СПСВ Арион Л.В.- высшее профильное образование (Академический Международный Институт –бакалавр психолого- педагогического образования); доп.образование- «Теория и техника современного психоанализа, «Институт психологии и психоанализа на Чистых прудах»; проф.переподготовка-специалист по работе с семьей; «Национальный институт Екатерины Великой»-доп.образование- «Арт терапия, мультимодальный подход в психодиагностике и коррекции»; курс повышения квалификации-»Основы дефектологии, методы и приемы работы с обучающимися с ОВЗ», курсы профессиональной переподготовки «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ».
Стаж работы в ГКУСОМО социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Семья» с 2011года на должностях-соц.педагог, специалист по работе с семьей, заведующий УСС; в ГКУСОМО «Доверие» с февраля 2022г-соц.педагог, заведующий службы постинтернатного сопровождения с 11.10.2022г.
Педагог-психолог 1 категории Епифанцева Л.В.- высшее профильное психолого-педагогическое образование, бакалавр Московский государственный областной университет, доп.образование- «Русский жестовый язык в сфере профессиональной коммуникации не слышащих(переводчик жестового языка); курс подготовки специалистов сферы организации детского оздоровительного отдыха. Стаж работы-5 лет, ГКУ СО МО Щелковский социально-реабилитационный центр «Семья» с 2018г-психолог отделения помощи семье и детям, ГКУСОМО «Доверие» педагог-психолог службы постинтернатного сопровождения с 2021г.
Социальный педагог Мангутова М.С.- высшее профильное психолого-педагогическое образование, бакалавр «Московский гуманитарный институт», повышение квалификации «Правовые и психолого-педагогические технологии деятельности специалиста организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.».
Стаж работы- с 2011г воспитатель детского сада, с 2015г воспитатель первой категории ГКУСОМО Доверие», с января 2022г социальный педагог службы постинтернатного сопровождения.